Томские изобретения
Первые летательные
аппараты в Сибири

Каким был первый сибирский самолет?

Первый сибирский самолет, авиэтту "СТИ 1" создали в 1927 г. участники первого аэротехнического кружка в Сибири. Она представляла собой двухместный моноплан с нижним расположением крыльев и верхними подкосами. Основным строительным материалом крыльев и фюзеляжа стали сосновая древесина, фанера, перкаль, эмалит, лак. Мелкие крепежные детали были изготовлены из стали. Пропеллерами стали два винта со списанных самолетов. Коленчатый вал мотора сделали из вагонной оси, а поршни мотора отлили из аллюминевого сплава.

Первые в Сибири: аэротехнический кружок, музей авиационной техники и отечественный самолетный двигатель

В 1909 году в Томске, профессор Борис Вейнберг, объединившись с коллегами - профессорами В.П. Алексеевым и В. Л. Малеевым предлагает создать в Томском технологическом институте - будущем политехническом университете - кафедру воздухоплавания. Прошение разрешить открыть новую кафедру отправляется в профильное Министерство - народного просвещения.

Одновременно инициативная группа обращается в Томскую городскую Думу с просьбой выделить участок для устройства аэротехнической лаборатории и аэродрома - просьбу удовлетворяют, выделив муниципальную землю на окраине города.

Томская городская управа и Дума

А из столицы приходит отказ - Министерство ссылается на недостаток средств в бюджете и идея с кафедрой погибает на корню. Но трудности не останавливают - и в 1910 году томичи с подачи Вейнберга создают второй в России (первый был организован в Москве отцом русской авиации Н. Е. Жуковским) и первый в Сибири аэротехнический кружок.

Во внеурочное время и на личные средства преподаватели и студенты занимаются изучением теории воздухоплавания, чтобы затем приступить к созданию летательных аппаратов собственной конструкции. - сначала воздушных змеев, затем планеров. В феврале 1911 года двухместный летательный аппарат впервые поднимается в небо над Лагерным садом Томска - это первый летательный аппарат тяжелее воздуха, сделанный в Сибири. Кстати, именно в этом кружке начинал будущая звезда отечественной авиации - Н.Камов, а его будущий заместитель Михаил Миль в двенадцатилетнем возрасте - в 1921 г. - сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске.   

В музее истории ТПУ

В музее истории ТПУ хранится альбом, который Борис Вейнберг собирал с кружковцами - вырезки из газет, открытки - все, что связано с авицацией. Поддерживал Вейнберг и контакты с зарубежными авиаторами - знаменитыми братьями Райт, Блерио и другими.

После Первой мировой и сложных революционных лет, в течение которых кружок практически не функционировал, в 20-х годах ХХ века он возобновляет свою работу, на сей раз под руководством бывших военных летчиков, выпускников ТТИ, молодых преподавателей – Георгия Трапезникова и Александра Квасникова.

Благодаря им в вузе появляется не только аэрокружок, но и первый в Сибири музей авиации и музей авиационных двигателей, куда собрали множество деталей, узлов, конструкций и авиационных моторов различных типов, в основном списанных, отслуживших свое самолетов.

Из них студенты собирали и действующие моторы, а после, в 1924 году, рискнули взяться за масштабный проект - строительство авиэтты по проекту Трапезникова и мотора к ней, проектируемого студентом Аркадием Усталовым под руководством Квасникова.

>>Подробнее о строительстве авиэтты читайте здесь

Благодаря реализации этой идеи, впервые в истории отечественной авиации на самолете был установлен отечественный двигатель, самостоятельно сконструированный профессором Квасниковым и его студентами. Ранее на отечественных самолетах использовались только двигатели иностранного производства.

На подготовительные работы ушел 1925 год, еще год с лишним заняла постройка летательного аппарата.

Мотор авиэтты АУ-2 был назван по начальным буквам фамилий строителей – «ТУЖКУТ»: Георгия Трапезникова, Аркадия Усталова, Валентина Житкова, Василия Конюхова, Владимира Утемова, Михаила Тюленева. На корпусе авиэтты Владимир Утемов написал черной краской марку авиэтты: «СТИ 1» - Сибирский технологический институт.

Авиэтта представляла собой двухместный моноплан с нижним расположением крыльев и верхними подкосами. Основным строительным материалом крыльев и фюзеляжа стали сосновая древесина, привезенная из Иркутска, фанера, перкаль, эмалит и лак, мелкие крепежные детали были изготовлены из стали.

Пробные испытания авиэтты проводились на лугу за рекой Томью в августе 1927 г. Второй цикл испытаний состоялся 25 октября этого же года, в результате самолет сильно пострадал от непогоды. После ремонта в мае 1928 г. прошли последние испытания авиэтты.

В конце испытаний мотор дал трещину. Авиэтта была передана СИБОСОАВИАХИМУ в г. Новосибирск. Мотор «ТУЖКУТ-АУ-2» хранился в музее авиадвигателей А.В. Квасникова.

Создателям и строителям «Авиэтты СТИ 1» были вручены памятные серебряные значки авторства Утемова с изображением летящей Авиэтты «СТИ 1» на фоне знака института - молотка и разводного ключа. Всего таких значков было выпущено 10 штук, один из них, принадлежащий Михаилу Тюленеву, был передан в музей Н.Е. Жуковского.